|
Главная » 2014 » Май » 31 » Как нарисовать кролика из русского винни пуха. Винни Пух // 1969, 1971, 1972
|
Как нарисовать кролика из русского винни пуха. Винни Пух // 1969, 1971, 1972
|
Re: Винни Пух // 1969, 1971, 1972 Разбор с точки зрения мифологии истории о Винни-Пухе соединяет в себе литературный текст сказки Алана Александра Милна, как первоисточник, и советский мультфильм товарища Хитрука, как более архаичную форму этой литературной сказки. Сначала я бы хотел разобраться с общими для всех трёх серий мультфильма вещами, это мёд и воздушные шары. Начнём с мёда. То, что медведь питается мёдом не может нас удивить, но почему Пух хотел подарить Иа-Иа горшочек мёда и почему, когда он был в гостях у Кролика, там из еды оказался только мёд (то, что было ещё и сгущённое молоко неважно, в данном случае это одно и то же), ведь ослы и кролики не едят мёд. Мёд, здесь, это как бы божественная пища, как нектар в греческой мифологии, амрита и сома – и индийской или одрерир - мёд поэзии – в скандинавской, поэтому все звери едят его. Звери-то не совсем звери, что мы увидим чуть позже. Гораздо сложнее дело обстоит с воздушными шарами. Их два: один синий, другой зелёный (в книге красный) и оба они принадлежат Пяточку. Символика цветов такова: синий – цвет мира мёртвых, цвет магии. Вспоминаем, что Один и Гендальф ходили в синих шляпах, ранняя христианская иконография показывает дьявола в синих одеждах, Геракл, в одном из своих подвигов, сражается именно с синим быком, ну а про индуистских богов я вообще молчу. Зелёный цвет более позитивен, это цвет позитивной магии, правда, не всегда, особенно распространён в кельтской мифологии. Красный цвет, кстати, в той же кельтике тоже, как и зелёный – цвет иномирной магии, как позитивной, так и негативной. Так что же представляют из себя эти шарики? Может быть шарики – это волшебные предметы, талисманы. Синий позволяет летать. А зелёный, вернее его остатки, подарили ослику Иа-Иа со словами: «с воздушным шариком кто хочешь развеселиться! Никто не может грустить, когда у него есть воздушный шарик!». Возможно, это символы стихий или духи стихий, которые были заключены в шариках. Заметьте, что синий шар был уничтожен в воздухе, когда Винни-Пух строил из себя тучку. А зелёный шар лопнул от удара о землю (траву) прямо в руках у Пятачка. Пятачок не в силах был удержать этих духов, ведь известно, что не он заключил их в шарики, шарики ему подарили на неком празднике в пятницу. Кстати, пятница для Пятачка является каким-то особенным днём, он не раз упоминает о нём. Кроме фонетического сходства, приходит в голову только то, что пятница – это женский день, день богини-матери, день богини Фрейи в скандинавской мифологии, frighday – пятница. В древних обществах в пятницу у женщин был выходной, отсюда поговорка о бездельницах: «У неё семь пятниц на неделе». Но как это связано с Пятачком я понять не могу. Есть ещё один нюансик, Бог создал людей на пятый день своей творческой деятельности, а Пятачок «до пятницы совершенно свободен», что же он делает в пятницу? Наводит на определённые размышления, не правда ли? Теперь разберёмся с персонажами. Первый, главный и самый интересный из них – Винни-Пух, «Медведь с милым характером, но разительным недостатком ума», как сказал о нём Иа-Иа. Первое, что бросается в глаза в образе Пуха, это то, что он медведь. Медведь у многих народов, особенно у славян, очень почитаемый зверь, он прародитель многих племён и хозяин леса. У германских народов есть знаменитый герой Беовульф – «пчелиный волк», то есть медведь. В переводе с бретонского Артур – медведь. У скандинавов – берсерки – воины в медвежьих шкурах, которые не считались людьми. Продолжаем разговор. Винни-Пух очень любит поесть, он не блещет умом, но очень эмоционален, и если бы это произведение не было детской литературной сказкой, я вполне допускаю, что он был бы просто яростен, а всё это – явные признаки эпического героя второго поколения, т.н. архаического героя. А то, что он ещё и притворяется тучкой делает его очень похожим на бога грозы, наподобие Тора. Возможно имя Винни-Пух, должно выражать звук грома, Винни-ПУХ!!! Винни обладает также и признаками верховного бога, в частности скандинавского Одина (не забываем, что Милн, как английский автор, является наследником скандинавской культуры). Пух – единственный поэт в Лесу, а поэзия всегда считалась магией, особенно у скандинавов. Он, как и Один и многие другие боги, питается исключительно мёдом (что такое мёд в этом произведении читай выше). А если не так критично относиться к его умственным способностям, то на своём уровне, уровне ребёнка, Винни-Пух очень даже хитёр и мудр. Да, он не висел на Мировом Древе, как Один, и не был пронзён копьём, но он висел рядом с высоким Дубом и Пятачёк попал в него из ружья, так что… У Винни-Пуха, как и у многих верховных богов (Шива, Вишну, Один, Зевс) не одно имя, а много. Его иногда зовут просто Медведем, а на доме у него висит табличка «Мистер Сандерс». Милн очень забавно себе противоречит, делая из Пуха подобие героя-первопредка и чуть ли не творца мира: «Давным-давно – кажется в прошлую пятницу – Винни-Пух жил в лесу один-одинёшенек, под именем Сандерс». Так начинается первая история о Пухе и Дубе с неправильными пчёлами, так откуда в ней ещё кто-то, когда он был один-оденёшенек? Ко всему этому надо добавить, что Пух имеет ещё парочку признаков первопредка. Первый - неуязвимость. У него деревянная голова. Формально он плюшевый мишка, поэтому в голове у него опилки, но в принципе-то получается, что голова из дерева. А железнотелость или каменнотелость является ярким признаком первопредка, так почему бы не деревяннотелость? Второй – чудестное происхождение, сиротство, ибо неизвестно откуда он взялся. В конце концов, Винни-Пух в любом случае иномирный персонаж, ибо живёт в Лесу (с большой буквы), а лес у многих народов – это иной мир. К тому же в самом начале книги сказано, что подниматься и спускаться по лестнице Пух может только вниз головой, а ведь известно, что иномирные существа многое делают, как люди, только наоборот, по принципу: «люди – чертыхаются, черти – человекаются». Остальные персонажи гораздо менее разносторонни с точки зрения мифологии. Например, как я не бился с Пятачком, я так и не смог в нём увидеть ничего, кроме свиньи мужского рода, то есть кабана, то есть хозяина преисподней или проводника между мирами. Свиньи часто играют эту роль в русских сказках, один из 12 подвигов Геракла – это сражение с чудовищным кабаном, «подложить свинью» – сделать гадость, в ирландских сагах (скелах) герои часто охотятся на гигантских кабанов, это сакральное животное, поэтому у мусульман и иудаистов свинину есть нельзя, а кельты ели свинину исключительно на Самайн (Хеллоуин), в день когда духи приходят в мир живых, кабанов находят в захоронениях кельтских вождей. Другой персонаж – Кролик тоже похож на хозяина преисподней. Он живёт в норе под землёй из которой есть два выхода (или входа, как хотите) – признак типичного мира мёртвых и его хозяина. Один из образов иконографии дьявола, хоть и не часто встречающийся, это кролик, заяц, он ведь косой, то есть может сглазить. Сова, понятное дело, имеет черты богини мудрости (именно сова символ Афины). Она знает много длинных слов, которые так не любит Пух, она единственная из всех, кто умеет писать, вот например: «Про зря вля бля сдине мраш деня про зря бля бля вля». Эту фразу Сова вывела на горшочке подаренном Иа-Иа (это цитата из книги, извиняюсь за некоторые слова). Для тех, кто не понял, тут написано: «Поздравляю с днём рождения». Сова формально является несколько более иномирным персонажем, чем все остальные, ибо живёт не просто в Лесу, а в Дремучем Лесу. Теперь поговорим про ослика Иа-Иа. О нём сложно сказать что-то однозначно. У него есть признаки первопредка: анормальная внешность, ярость, пусть и невообразимо глубоко скрытая, помните, как зло шутит он с Пятачком: -Ты что, не видишь, вот гости, вот праздничный пирог? -Нет, не вижу. -Вот и я не вижу. Он обладает мудростью, помните, как соединяет горшочек и шарик? И если два последних аспекта можно оспаривать, то свою анормальность облика Иа-Иа подтверждает сам, глядя на своё отражение: «Душераздирающее зрелище – вот как это называется». Что уж говорить о том, что у него нет хвоста. То, что он потерял его, лишь авторская оговорка, совершенно не оправдывающая то, что на место хвоста прицепили шнурок от звонка. Ещё один признак первопредка, эпического героя первого поколения, это неподвижность. Заметьте, он никуда не отходит от озера (лужи) и хотя свободно двигается вокруг него, по сути, остаётся неподвижным. Это наводит ещё на одну мысль. В кельтском фольклоре очень распространены представления о водяных духах в виде лошадей, известно, что кони героя ирландского эпоса Кухулина, после его гибели вернулись в озёра, где он их и добыл, у Толкиена, который прекрасно понимал, что пишет, Чёрных Всадников смывает водяной поток в виде лошадей. Ну а между ослом и конём и в жизни-то разница не велика, а уж тем более в мифологии.
Источник: forum.kinomania.ru
|
|
|
Просмотров: 913 |
Добавил: oinsention
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|