Воскресенье, 24.11.2024, 23:32

Мой сайт

Меню сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2014 » Июнь » 4 » Позы котов для набросков. Пластическая анатомия четвероногих животных и птиц
    03:05

    Позы котов для набросков. Пластическая анатомия четвероногих животных и птиц





    позы котов для набросков

    Источники:

    1. Сайт Пластическая анатомия http://best-medic.ru/

    2. Танк Вильгельм. Анатомия животных для художников/ Пер с нем. Т. Седёлкиной. – М.:ООО «Издательство Астрель», 2004. – 156, с. ил.

    Пластическая анатомия четвероногих животных и птиц

    Знание анатомии четвероногих животных и птиц при работе над их изображением имеет не меньшее значение, чем знание анатомии челове­ка. Правда, движения животных не так многообразны, как движения че­ловека, но зато человека можно рисовать в любом положении, так как человек позирует, а животных, за редким исключением, заставить пози­ровать, как натурщика, нельзя- Особенно трудно заставить животное по­вторить нужное движение, нужную позу, нужный ракурс, а художнику необходимо уметь изображать животных в покое и в движении, в любой позе, в любом ракурсе и тут нельзя полагаться только на глаз, нельзя просто срисовывать. Надо ловить наиболее характерное, производить компоновки фигуры из разных поз и даже с разных одинаковых «натур­щиков». При этом применяется такой прием. Художник становится у клетки, где движется натура (желательно, чтобы было несколько одина­ковых экземпляров) и начинает на большом листе сразу несколько ри­сунков с тех поз, которые принимают животные. Порисовал один рису­нок, поза изменилась, начал другой, еще раз изменилась — начал третий (можно и с другого экземпляра) и т. д. Натура, та или другая, обяза­тельно повторяет позу, хотя бы приблизительно — можно вернуться к предыдущему рисунку, к следующему и т. д. и на каждом из нескольких рисунков постепенно наращивается и обогащается изображение.

    Все это требует пристального внимания и большого терпения и по­движности со стороны художника. Сидеть при этом нельзя — надо хо­дить и даже перебегать с места на место.

    Это метод познавательного объемного рисунка. Но есть еще метод ли­хих быстрых набросков, которые бывают весьма эффектны, но познава­тельного в этом методе мало, так как рисунки большей частью получа­ются плоскостные и нет времени для объемного анализа. И в том и в дру­гом случае изображение зверей и птиц представляет собой своеобразную охоту за нужной позой, дает в результате много набросков, которые очень трудно связать в стройное целое, если не знать основы построения животных. Этой основой может служить только пластическая анатомия животных. Но так как животные изучаются менее подробно, чем чело­век, то для обычной работы художника достаточно иметь основное поня­тие об их анатомической структуре, т. е. о скелете и расположении и дей­ствии основных мышечных массивов.

    При всем многообразии четвероногих животных и птиц оказывается, что анатомия человека настолько сходна с анатомией животных, что до­статочно их сопоставить, чтобы получить понятие об анатомической структуре животных и даже иметь возможность применять те же методы построения фигуры, которые применяются при изображении человека.

    «Чувствовать, знать, уметь — полное искусство», — определяет выдающийся художник-педагог П. П. Чистяков искусство художника. Изображая человека, животное, художник должен знать его строение, его анатомию. «Кисть руки состоит из костей, сухожилий, мускулов, покрыта кожей. Чтобы исполнить ее как следует, надо изучить кости, построить в соответствии...» — говорит в другом месте П. П. Чистяков, излагая свои программные требования, и он же в письме к П. Ф. Исееву, говоря об анатомии и перспективе, с огорчением пишет: «Ученики знают эти предметы, но умеют ли приме­нять их на деле? Нет! Нет! И нет»» Умеют ли наши современники — художники применять на деле знание пластической анатомии, и если не умеют, то чья здесь вина? Вот вопросы, которые должны интересовать и в наши дни художников-педагогов. Пластическую анатомию преподают, и в руководствах она изложена весьма добросовестно, с полным знанием фактического материала, но с таким «отрывом от производства», что прямой цели это не достигает. Учащийся может добросовестно прослушать курс, а о применении анатомии на практике при построении фигуры никаких сведений не получить. Преподаватели же изобразительных дисциплин далеко не всегда применяют метод объемного анатомического построения фигуры, который бы суммировал для учащегося полученные им по анатомии сведения. Между тем художник, не знающий анатомического построения (хотя и изучивший анатомию), не может свободно владеть рисунком человеческой фигуры, не может пользоваться моделью, а только копирует модель, что ведет к рабской зависимости от модели, к натуралистическому рисунку. Разобщенность между изучением пластической анатомии и ее применением характерна для многих руководств и методов преподавания этого предмета.

    Млекопитающие

    Если сравнить анатомическое строение человека, поставленного на четвереньки, с изображением других млекопитающих — копытных (ло­шадь), крупных кошек (лев) и собак (рис. 70, 71, 72, 73), то можно найти не только сходные элементы скелета, но также убедиться в большой схо­жести их расположения и взаимной связи. Например, позвоночный столб у животных тоже служит основным стержнем скелета: он связы-

    вает таз, грудную клетку и голову, но в отличие от человеческого про­должается за таз, образуя хвост; а шейный отдел длиннее и по-другому изогнут. Грудная клетка сдавлена не от груди к спине, как у человека, а справа налево (количество ребер и позвонков вирьирует). Таз сохраняет те же костные элементы и те же выступы, о чем можно судить по экс­терьеру (у лошади выступ, соответствующий передней подвздошной ос­ти, называется маклоком), но вытянут в длину и сдавлен справа налево. Постоянное положение туловища у животных горизонтальное, так как все четыре конечности в основном несут опорную и двигательную функ­цию, хотя у хищников, в особенности кошек, передние конечности сохра­няют и способность хватать, свойственную человеку и обезьянам.

    В отличие от человека у большинства животных нет ключицы (рис. 74), плечевой пояс состоит из лопаток, которые соединяются с груд­ной клеткой только мышцами. Плечевая кость обычно короче костей предплечья; она сочленяется с лопаткой плечевым суставом, но сама кость скрыта под мышцами и плечо не выступает наружу отдельно от туловища, как у человека. У животных виден только нижний конец кос­ти, который образует с костями предплечья (или подплечья, как его на­зывают у животных) локтевой сустав. Таким образом, свободная перед­няя конечность в отличие от человека видна только от локтя. Скелет предплечья тоже состоит из двух костей, только строение его отличается у копытных и у хищников. Локтевая кость копытных сильно уменьшена и основой служит лучевая; они сращены неподвижно в положении про­нации— кисть обращена тыльной стороной вперед, движения пронации и супинации полностью отсутствуют, так как хватательных движений нет и кости несут только опорную функцию. Предплечье опирается на кости кисти (лапы), образуя запястный сустав (в обиходе это место непра­вильно именуют коленом). Пясть находится на прямой линии с пред­плечьем и не может разгибаться вперед, как это свойственно человеку. Опирается пясть на фаланги пальцев. У разных копытных (рис. 75) опо­рой служит разное количество пальцев: у свиньи—-четыре, коровы — два, лошади — один. Палец опирается на копыто; таким образом, копыт­ные ступают передними ногами на концы пальцев.

    У крупных и мелких кошек предплечье отчасти сохранило хвататель­ную функцию и обе кости подвижны относительно друг друга (см. рис. 75). Передняя лапа ступает в положени пронации, но при нападе­нии, терзании добычи и т. п. свободно супинирует и пронирует (в чем легко убедиться, наблюдая тигра или льва, даже кошку). Пясть состоит из пяти костей и лежит на одной прямой с предплечьем, пальцы сильно загибаются вперед, за исключением первого, который висит. Передние фаланги кошки могут загибать вверх, пряча когти, а при сгибании когти «выпускаются». У собак предплечье состоит из двух костей, движения супинации и пронации существуют, но в меньшем объеме. Лапа ступает тоже в положении пронации (так же, как почти у всех четвероногих мле­копитающих), первый палец висит, как у кошек. Первые фаланги ос­тальных четырех пальцев не загибаются вверх — собаки не прячут ког­тей. И кошки, и собаки ступают на ладонную поверхность четырех паль­цев и на головки пястных костей.

    На поверхности тела сильно выступают лопатки. Грудина лежит в глубине; по обе ее стороны сильно выступают головки плечевых костей, покрытые мышцами, локоть и запястье рельефны под кожей. У хищников пясть и фаланги менее рельефны, чем у копытных.

    Задние конечности всех четвероногих соединяются с тазом тазобед­ренным суставом. Бедренная кость почти вся скрыта под мышцами туло­вища; бедро не выступает наружу отдельно от туловища, как у человека; видны лишь большой вертел и нижний конец бедра, который образует с костями голени коленный сустав. Надколенник и концы костей проступа­ют под кожей. Голень под углом уходит назад и в голеностопном суставе сочленяется с плюсной (сустав у животных именуется скакательным, а плюсна — заплюсной). У копытных заплюсна в спокойном состоянии стоит отвесно и сочленяется с пальцами — у свиней — с четырьмя, ко­ров— с двумя, лошадей — с одним. Пальцы опираются на копыта, таким образом задние ноги копытных тоже ступают на концы пальцев. Скака­тельный сустав и пяточный бугор у копытных расположены очень высо­ко, a vхищников — несколько ниже.

    Хищники ступают на разогнутые пальцы и головки плюсневых ко­стей. Плюсневых костей у хищников четыре, пальцев — тоже четыре

    (1 палец бывает не всегда). Человек, обезьяна, медведь, напротив, сту­пают на всю стопу. На скелете сзади выступают кости таза — подвздош­ная, седалищные бугры; на бедре — большой вертел, мыщелки, надко­ленник, на голени — мыщелки и обе лодыжки. На стопе резко выделяет­ся пяточный бугор.

    Движения млекопитающих, происходящие в суставах — это те же движения, что и у человека (если положение тела человека уподобить положению животного). Лопатка скользит по поверхности грудной клет­ки, главную нагрузку она выдерживает тогда, когда передняя нога упи­рается в землю, поддерживая туловище. В таких случаях при шаге ло­патки попеременно вздымаются над поверхностью спины, а туловище обвисает (как на рессоре), поддерживаемое лопаткой, что особенно за­метно у крупных кошек. При сильном размахе передних ног лопатка сдвигается вперед и назад наподобие маятника или вся целиком, перено­ся плечо, а следовательно, и ногу, что, конечно, меняет рельеф тела, осо­бенно передней поверхности груди (рис. 76).

    Движения в плечевом суставе те же, что и у человека, за исключением вращения и отведения в сторону. Движения приведения носят постоянный характер, иначе лапа отклонилась бы в сторону, — она все время удер­живается около туловища. Что касается движения взад и вперед в плече­вом суставе, то они имеют большой размах и сильно влияют на рельеф тела, особенно при разгибании вперед. При этом плечевая кость выбра­сывается вперед, перенося вперед локтевой сустав вместе с нижней частью передней ноги (рис. 76), а так как плечевая кость покрыта и мышцами туловища, то передняя половина груди становится более выпук­лой, что удлиняет туловище со стороны согнутого вперед плеча. Движе­ние совершается в быстром беге и еще усиливается перенесением лопат­ки вперед — это еще больше увеличивает рельеф груди. Соответствующие изменения обратного порядка происходят, когда плечо и лопатка отбра­сываются назад; локтевой сустав и нижняя часть ноги переносятся на­зад, и поверхность груди сглаживается — туловище с этой стороны ста­новится короче (рис. 76).

    В локтевом суставе происходят сгибания и разгибания почти так же, как у человека. Когда животное стоит, локтевой сустав разогнут, пред­плечье вертикально, плечо и предплечье образуют тупой угол, а не пря­мую линию, как у человека (сравните рисунки 70, 71, 72, 73). Как сказа­но выше, передняя нога ступает в положении пронации, но у многих жи­вотных благодаря подвижности костей предплечья существуют движения и супинации и пронации; ими обладают крупные и мелкие кошки (тигр, лев, пума, ягуар и т. д.), медведь, зайцы, кролики, белки, многие грызу­ны, но не копытные.

    В запястном суставе происходят в основном (в особенности у копыт­ных) движения сгибания и разгибания, причем разгибание прекращает­ся, когда пясть образует с предплечьем одну прямую. У копытных сгиба­ние, в особенности пассивное (при отдыхе лежа), прекращается в момент соприкосновения поверхностей кисти и предплечья (рис. 77); у хищников размах сгибания обычно соответствует человеческому.

    В пальцах тоже имеются движения сгибания и разгибания, а у хищни­ков и некоторых грызунов движения в сторону (у кошки, когда она «раз­минает когти», заяц, когда он чистит передние лапы).

    Мышечные группы, обслуживающие эти движения, тоже расположе­ны почти как у человека (см. рис. 71, 78).

    Лопатка соединена с грудной клеткой и передвигается по ней теми же мышцами, что и у человека (зубчатой, трапециевидной, ромбовидной). С плечевой костью лопатка тоже соединена мышцами, аналогичными

    человеческим (дельтовидная мышца здесь утратила функцию отведения)'. Часть этих мышц, лежащая поверхностно, сгибает ногу в плечевом су­ставе и тем самым отбрасывает плечо, а следовательно и ногу назад; эти мышцы при напряжении резко граничат сзади с разгибателями локтевого сустава. Кроме того, сгибает ногу в плечевом суставе и отбрасывает плечо назад вместе с лопаткой также и широчайшая мышца спины. Раз­гибание же в плечевом суставе, т. е. вынос плеча и ноги вперед, произво­дится другой частью мышц, идущих от лопатки к плечу,—эти мышцы

    рельефа не образуют. У лошадей в выносе плеча вперед участвует (иона рельефна) плечеголовная мышца, аналогичная грудино-ключично-сосце-видной мышце человека; только у лошади она прикрепляется к плечевой кости и разгибает плечевой сустав.

    Мышцы, разгибающие в локтевом суставе (трехглавая мышца и др.)* располагаются сзади и очень мощны, так как несут опорную функцию. Сгибатели лежат спереди и незначительны, так как несут малую нагруз­ку. Они почти целиком покрыты мышцами, притягивающими (приводя­

    щими) плечевую кость и предплечье к туловищу; эти мышцы (большая грудная и др.) расположены впереди, образуя на передней поверхности груди два мощных бугра, покрывающих спереди плечевую кость (между ними образуется ложбина, в глубине которой находится грудина). Эти бугры попеременно выносятся вперед при беге вместе с лопаткой и плече­вой костью.

    Между двумя мышечными группами — трехглавой и сгибателями локтевого сустава — выходит на поверхности основная группа мышц

    предплечья — разгибатели кисти. Это очень характерное и рельефное место, важное для пластической связи. Приводящие мышцы и сгибатели локтевого сустава прикрепляются на костях в промежутке между разги­бателями и сгибателями кисти. Сгибатели (кисти), как и у человека, ле­жат на задней поверхности, разгибатели — на передней поверхности предплечья. Разгибатели кисти участвуют также в сгибании локтевого сустава. Вообще предплечья крупных кошек (льва, тигра) поразительно похожи на предплечья человека и формой, и движениями.

    В тазобедренном суставе происходят движения сгибания и разгиба­ния и постоянного притягивания к туловищу (приведения), так как почти исключены движения отведения (так же, как и в плече).

    Так как бедро покрыто мышцами туловища, его сгибание переносит за собой всю массу задних мышц туловища вперед (вместе с коленным суставом и ногой) и тем изменяет рельеф соответствующей ягодицы и половины таза (см. рис. 76). Равным образом разгибание производит об­ратное движение. В коленном и голеностопном суставах, как и у челове­ка, происходит сгибание и разгибание (в коленном у копытных отсут­ствует вращение голени, которое существует у кошек и человека при сог­нутом колене).

    При спокойном стоянии бедро направлено вперед и образует с го­ленью угол, открытый назад (у человека в этом положении бедро и го­лень образуют прямую линию). В голеностопном (скакательном) суставе стопа направлена почти отвесно вниз и у копытных ступает только своей нижней частью; человек же, медведь, обезьяна ступают всей стопой. Также у хищных и копытных в отличие от человека стопа может произ­водить более обширное движение вперед, т. е. больше приближаться к голени, даже соприкасаться с ней, в особенности при отдыхе лежа.

    У хищников нога ступает на подошвенную поверхность пальцев и на головки плюсневых костей (см. рис. 77).

    Мускулатура задних ног (см- рис. 72, 78) располагается согласно ос­новным опорным функциям конечностей и так же, как у человека, основ­ными группами являются разгибатели. Группа ягодичных мышц почти не несет (характерную для человека) функцию поддержки туловища в вертикальном положении — эту работу мышцы выполняют только тогда, когда животное становится на задние ноги. У животных ягодичные мыш­цы в основном несут функцию разгибателей тазобедренного сустава, что имеет большое значение для движения вперед (особенно важно у лоша­дей-тяжеловозов) . Вся остальная задняя группа мышц, включающая зад­ние мышцы бедра (полусухожильную, полуперепончатую, двуглавую) и задние мышцы голени (трехглавую), у лошадей переходит в общее ахиллово сухожилие, которое прикрепляется к пяточному бугру, и про­изводит разгибание тазобедренного и отгибание назад голеностопного (скакательного) суставов. У хищников места начала и прикрепления этих мышц варьируют, но производят ту же работу. Если при этом одно­временно происходит разгибание в коленном суставе, то вся задняя нога отбрасывается назад. Коленный сустав разгибается четырехглавой мыш­цей, расположенной впереди бедренной кости. Впереди и поверхностнее четырехглавой, резко гранича с боковой стенкой живота, лежат мышцы, сгибающие тазобедренный сустав и тем самым переносящие бедро и всю ногу вперед. На передней поверхности голени расположены мышцы, производящие сгибание стопы и пальцев вперед; сзади между костями и ахилловым сухожилием лежат мышцы, производящие сгибание стопы и пальцев назад. Если смотреть на животное сзади, то с внутренней сторо­ны ноги между тазом и бедром можно увидеть группу приводящих мышц (см. рис. 78).

    Таз, бедро и голень покрыты фасциями, аналогичными широкой фас­ции бедра человека. Они удерживают мышцы близ костей и местами при напряжении мышц образуют поперечные вдавления-

    Мышцы туловища в общем аналогичны мышцам человека и особого рельефа здесь не обнаруживается.

    На шее очень массивна задняя группа мышц, поддерживающих шею, вытянутую вперед и вверх. Спереди на шее по средней линии над ярем­ной впадиной тянется вверх дыхательное горло, по обе стороны его идут мышцы, аналогичные грудино-ключично-сосцевидным человека; они осо­бенно рельефны у лошадей (см. рис. 72, 78).

    Мускул, соответствующий человеческому грудино-ключично-сосце-видному, у лошадей состоит из двух мышц: грудино-головной и плечего-ловной (из-за отсутствия ключицы мышца прикрепляется к плечу). Вверху под нижней челюстью на передней стороне шеи между правыми и левыми мышцами (как у человека) располагается дыхательная труб­ка. Плечеголовная мышца внизу и снутри граничит с грудным мускулом; она разгибает плечо, т. е. выносит его, а следовательно, и ногу вперед. При фиксированных передних конечностях эти мышцы сгибают голову вперед; получается то характерное «кивание», которое наблюдается, ког-

    да лошадь с силой упирается передними ногами, как бы карабкается, беря подъем, таща тяжелый груз или преодолевая иное препятствие.

    Череп животных имеет те же элементы, что и человеческий (только у человека преобладает мозговая часть, а у животных — лицевая). Налицо двусторонняя симметрия, имеются челюсти верхняя и нижняя. Скулы, скуловые дуги, глазницы, лобные кости (даже с надбровными дугами у слона, собак и крупных кошек). Законы построения рисунка черепа те же, что и у человека: строить его надо как симметричную форму, наме­тив среднюю линию скулы, нижнюю челюсть и т. д. (рис. 79).

    Строя изображение животного, начинайте с увязки больших объемов грудной клетки с плечевым поясом, животом и тазом, объемно пристраи­вайте то, что будет удобно (ведь животное не позирует) —ноги, шею с головой и т. п., помните о двусторонней симметрии туловища и работайте, непременно наметив срединную линию. Рисуя симметричные элементы на туловище или голове, сочетайте их немедленно друг с другом. Все время помните о скелете, о том, как он залегает в туловище и в голове и как залегает в конечностях; скелет — основа построения — ни один массив туловища или конечности не может быть решен без ясного представле­ния о скелетной связи. От правильно намеченной связи зависит в основ­ном живость изображения.

    Как и на человеке, контур текуч и неуловим и становится ясным и условным только при четком и ясном понимании и сочетании объемов. Поэтому в беглом рисунке животного ищите сочетания объемов, а не го­няйтесь только за эффектным контуром. Как на рисунке человека, так и на изображении животного контур появляется, бывает то толстым, то очень тонким, заходит внутрь фигуры и сходит на нет, а из-за него появ­ляется другой контур — это результат взаимоотношения объемов, кото­рые ложатся один на другой и возникают один из-за другого-

    При построении объема изображают его поверхность, которая чем дальше от глаза, тем больше уходит в ракурс, пока на границе объема не образуется контур. Стало быть, контур — это ракурс поверхности, поэто­му в зависимости от ее освещения он неравномерен, то он толстый, то тонкий. Объем скрылся за другим объемом — контур сходит на нет, и появляется из глубины изображения новый контур, который образован как ракурс поверхности нового объема. Этот контур выходит на границу фигуры и снова скрывается, чтобы уступить место другому контуру, при­надлежащему другому объему, и так до тех пор, пока не появится контур всей фигуры.

    Произведите построение скелета любого четвероногого животного с натуры слегка в ракурсе (рис. 80) спереди и сзади (без отделки, только построение). Рисуя, сравнивайте со скелетом человека и давайте себе отчет в том, что в структуре человека и животного соответствует друг другу. Наблюдайте какое-нибудь животное, мысленно представляя себе, как расположен его скелет. Если сможете, сделайте с него конструктив­ные наброски с разных сторон, в разных ракурсах (рис. 81). При изуче­нии животных избегайте пользоваться чучелами. Чучела часто делают без строгого учета конструкции скелета, отчего форма в них сбита.

    Лягушка, ящерица

    У земноводных (лягушка) и пресмыкающихся (ящерица) те же эле­менты скелета, что и у млекопитающих (рис- 82). Разница в том, что их брюхо в спокойном состоянии прилегает к земле, структура туловища

    (соотношение таза, позвоночника и грудной клетки) не так рельефна, как у млекопитающих, у ящерицы хвост длиннее и массивнее, а у лягушки его нет, у лягушки четыре пальца на передних и пять на задних конеч­ностях. Кроме того, плечи и бедра отходят в сторону, имеют отдельную от туловища форму, а суставы устроены так, что помимо передвижения легко могут класть туловище на землю и поднимать его над землей.

    Вопросы. Грудная клетка, таз и позвоночник четвероногого — их сходство и отли­чие от человеческих. Плечевой пояс и передняя конечность — их сходство и отличие от человеческих. Таз и задняя конечность — сходство и отличие от человеческих. Мышпы и движения плечевого пояса и передних конечностей. Мышцы и движения задних ко­нечностей. Череп, голова, шея — сходство и отличие от человеческих.

    Краткий очерк пластической анатомии птиц

    При изучении пластической анатомии птиц задача сводится к озна­комлению со скелетом и движениями. Рельеф мускулатуры не имеет большого значения, так как она скрыта под оперением.

    Если рассматривать скелет птицы (рис. 83), то, сопоставив его со ске­летом человека в обычном его положении, можно легко уяснить элементы различия и сходства. У птиц тоже имеются позвоночник, грудная клетка, таз. Но в связи с тем, что строение птицы приспособлено к полету, ске-

    лет и мускулатура имеют свои особенности в отличие от человека. Позво­ночник в шейной части сильно удлинен; таз тоже удлинен, кзади отходят хвостовые позвонки, как основа хвостового оперения. Грудина имеет гребень, выступающий наподобие киля в передне-заднем направлении — по обе его стороны располагаются могучие грудные мышцы, опускающие (приводящие) плечевые кости и крылья, которые дают поступательное движение в полете.

    Плечевой пояс сильно развит; помимо отходящих назад узких лопа­ток имеются ключицы (вилочка) и массивные кости, ограничивающие ямку, которая занимает примерно то же положение, что яремная ямка у человека.

    Скелет верхней конечности — крыла, состоит из плечевой кости, двух костей предплечья и скелета кисти, в котором несколько костей. Движе­ния в суставах крыла те же, что в суставах руки; подняв руку горизон­тально и полусогнув в локтевом и запястном суставах, можно ясно по­вторить положение и движения развернутого крыла (рис. 84). Локоть бу­дет обращен назад (сустав почти разогнут), предплечье направлено вперед, кисть отогнута назад (запястье согнуто выпуклостью вперед). На кисти птицы укреплены маховые перья. На рис. 84 показано, как со­ответствуют движению руки взмах и складывание крыла.

    Скелет ноги, как и у человека, состоит из бедра, голени и стопы. Сто­па состоит из костей предплюсны и плюсны, образующих цевку и фалан­ги пальцев. Цевка и голень могут быть значительной длины (у аистов, журавлей, фламинго и т. д.). Пальцев обычно 4 — один направлен назад, он увеличивает площадь опоры. Стопа сильно отличается от человече­ской: сустав, соответствующий по положению голеностопному человека, находится вверху, близко к туловищу; зримого пяточного бугра нет, опор­ную роль играют в основном пальцы, особенно палец, направленный на­зад и заменяющий функционально пяточный бугор. Птичья лапа служит не только для ходьбы, но и для хватательных движений: например, ког­да при сидении на дереве надо охватить ветку — при этом задний палец противопоставляется другим; у хищников лапа служит и для нападе-

    ния. Исключение составляют водоплавающие птицы — у них лапа не несет хватательной функции, между пальцами натянута перепонка, ко­торая служит для плавания.

    Когда птица стоит, бедро отогнуто вперед, голень — назад, цевка — вперед, при этом цевка стоит почти отвесно, коленный сустав поднят до­вольно высоко. Основные движения при ходьбе происходят в тазобедрен­ном суставе: сгибание — вынос бедра и всей ноги, вперед и разгибание — отведение бедра и всей ноги назад, разумеется, совместно с соответст­венными движениями в других суставах.

    Когда птица садится, вся нога складывается наподобие шарнира — это движение сходно с движением в задних ногах четвероногого живот­ного и в ногах человека. При полном разгибании сустава между голенью и стопой образуется тупой угол, открытый вперед. Этот угол у разных птиц варьирует от близкого к прямому до более острого.

    Шея птицы может зрительно удлиняться и укорачиваться. Укорачи­вание происходит так: шея в нижнем конце складывается вдвое и место перегиба опирается на яремную впадину и на дужку (рис. 85). В резуль­тате впереди грудной клетки появляется покрытый перьями массив, ко­торый зрительно удлиняет туловище (особенно заметно у гусей, уток). При вытягивании шеи этот массив исчезает — туловище укорачивается. Из оперения обычно выглядывают только нижняя часть голени и стопа

    с голеностопным суставом, по которым проходят только одни сухожилия; вся мышечная часть сосредоточивается вверху. От этого ноги птиц, в особенности длинноногих, кажутся очень тонкими. Чтобы правильно на­рисовать ноги, в особенности в движении, надо мысленно проследить, где расположен коленный сустав (во время шага), и от него строить голень. Иначе получится не живая птица, а игрушка.

    В голове можно различить знакомые элементы: мозговой и лицевой череп, но орбиты, скулы, нижняя и верхняя челюсти у птиц имеют иную форму, чем у человека и четвероногих животных.

    Тело и голова птицы строятся по принципу равносторонней симметрии с определением срединной линии. При построении симметричные объемы стройте одновременно. Строя изображение птицы, старайтесь все время держать в памяти представление о скелете и его перемещениях во время движения.

    Постройте скелет птицы спереди и сзади. Если он смонтирован со сложенными крыльями, постарайтесь представить себе и нарисуйте их распростертными, пользуясь рисунками, имеющимися в учебнике. Отдел­кой костей не занимайтесь, только стройте рисунок.

    Постарайтесь понаблюдать птиц в покое и в движениях и делайте пробные построения с прорисовкой скелета (рис. 86).

    Постройте по памяти изображение птицы.

    Вопросы. Грудная клетка, позвоночник и таз птицы, их сходство и отличие от чело­веческих. Плечевой пояс и скелет крыльев, их сходство и отличие от человеческих рук. Таз и скелет ног птицы, их сходство и отличие от человеческих. Шея и голова. Метод построения.



    Источник: dreamoon.narod.ru
    Просмотров: 3828 | Добавил: oinsention | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0